1112
11
По счастливой случайности будущего мастера «свободного реализма» не назвали Трактором. Он родился знойным и солнечным летом — было решено изменить имя на Гелий (Гелиос — античный бог Солнца).
Жизнь человека со светлым именем стала столкновением противоречий. Гелий Коржев творил в мастерской до последних дней, но не устроил ни одной персональной выставки. Был награжден Ленинским орденом, но не числился в партии. Возглавлял Союз художников, но отказался от зарплаты и служебной машины.
Облака 1945 года. 1980
Гелий Михайлович утверждал, что художник может служить только одному из пяти: искусству, власть имущим, самому себе, материальным благам или народу. Последнее — самое сложное. Отчего Гелий Коржев и выбрал творить для народа. Свой стиль называл не иначе, как соцреализм. Но «соц-» означало у него не социалистический, а социальный. Коржев рисовал именно людей, крупным планом — как в прямом, так и переносном смысле.
×
Художник. 1961
Мастер отмечал, что его творчество абсолютно не лирично. Он отказывался писать несчастье, вызывающее только жалость. Герои Коржева — несломленные, гордые, сопротивляющиеся, неординарные, способные на Поступок с большой буквы. Такие, как и сам автор. Современники отмечали его самобытность, несгибаемый характер, мятущуюся натуру. Художник признавался, что дороже всего ему внутренняя свобода.
Блудный сын. 1997
Главной задачей своего творчества Гелий Михайлович называл борьбу с бездумостью. Он намеренно отказывался от изображения «типичной красоты» в пользу интеллектуальных работ. Живопись стала для него способом емко и ярко изложить свои философские воззрения.
Встань, Иван! 1997
Мастер крайне строго и серьезно относился к своему творчеству. Подъем в 8 утра, единственный перерыв на обед и весь день в мастерской. Но при этом не оценивал собственный труд в деньгах. Гелий Михайлович неохотно прощался со своими картинами — долго приглядывался к покупателям, а то и мог отказать, не объясняя причин.
Свалка. 2007
Суть «сурового реализма» Гелия Коржева — в непрерывной борьбе с ложью. На его холстах только правда — такая, какой ее видел живописец. В отличие от творцов социалистического реализма, Коржев отказывался от приукрашивания действительности. На его полотнах — голодные, уставшие, бедные, страдающие, но сильные люди. Изувеченные жизнью, но не сломленные ее испытаниями.
В дороге. 1962
К сожалению, сегодня самое большое собрание работ мастера «сурового стиля» находится не в России, а в Музее русского искусства Миннеаполиса (США). Первая персональная выставка Гелия Коржева (1925-2012) на Родине состоялась лишь в 2017 году в Третьяковской галерее.
Последние. 1981
Адам Алексеевич и Ева Петровна. 1998
Егорка-летун. 1976
Внучка солдата. 2004
Источник:
Ссылки по теме:
- Канадский художник пишет удивительные зимние пейзажи
- Художница дорисовала крошечного чёрного кота на знаменитых картинах
- Художница из Испании и ее фантастический перевернутый мир
- Художник из Беларуси миксует стимпанк и викторианскую Англию
- Нежная красота женщины в картинах Висенте Ромеро Редондо
Новости партнёров
реклама
восторженно глядит на холст
и вдруг один седой и строгий
отчетливо сказал говно
Лучше бы Трактором назвали - может, трактористом стал бы.
"Облака" напомнили просветление Андрея Болконского при виде неба Аустерлица..
"Художник" похож на пламенного монаха, самозабвенно ищущего себя в искусстве, вместе с верной и прекрасной, трепетной Музой...
"Блудный сын"-весьма достойный вариант одной из самых сильных и пронзительных тем , волновавшей сердца великих художников...
Павший "Иван" напомнил мне образ Демона М. Ю. Лермонтова...
"Свалка" Истории России, к сожалению, скорее всего её фрагмент, - место несбывшихся надежд и разочарований, следы предательств и отчаяния самобытного и мощного на своём пути народа...
"В дороге" - иконографична, почти "Святое семейство" на трудном пути, со всеми мытарствами и испытаниями, но смотреть на неё хочется вновь и вновь потому, что она заряжает Надеждой на лучшее и греет душу настоящей Любовью!
"Последние" - горчайшая пиета материнского и гражданского горя, когда мать прощается со своим любимым сыном, а общество - со своим героем...
"Адам Алексеевич и Ева Петровна" гордые своей бездуховностью, отказались от рая сами..
"Егорка-летун" будит во мне материнские чувства - хочется ему помочь и отругать одновременно...
"Внучка солдата" напоминает о уязвимости мечущейся юности, но фигура пожилого солдата похожа на ангела-хранителя (шинель, как сложенные крылья), который не отступит в своём последнем бою между верной отеческой Любовью и проходящей, но манящей неокрепшие сердца, мишурой внешнего мира...